четверг, 12 января 2012 г.

Русские байки о православных бурятах

Удивляет как насильственное купание в проруби гордо называется крещением бурят,  принятое ими не от попа, а от лихоимца и пройдохи русского казачины, для которого православный крест на груди являлся индульгенцией на убийство неверного, нехристя с последующим "отжатием" его имущества и жен с детьми. (Русня безусловно завопит, что испанцы с англичанами и французами поступали так же с бедными,  замыленными на русняцких националистических форумах, индейцами Америки, но не о них сейчас речь, а о бурятах чью численность русские подрезали таким образом, чтобы и не сдохли все и ясак платили изрядно и вовремя, чтобы было чем казачине покормиться)
Посмотрим что написано на татарском информационном ресурсе:
Бурятскому православию сегодня уже более 250 лет. Основателем бурятской православной церкви считают Нила (Исакович).
В 1682 году началось строительство Троицкого, а в последующем - Посольского монастырей, ставших опорными пунктами миссионерской деятельности Русской православной церкви. В 1727 году учреждена иркутская епархия, имевшая цель распространения православия среди бурят, якутов и эвенков. Крещение часто происходило насильственным путем. Местами - в виде небольшой льготы для освобождения от уплаты ясака. В середине XIX века усиление миссионерской деятельности. В этот период на бурятский язык были переведено более 20 наименований христианской канонической и богослужебной литературы, в том числе и Библия.
В начале XX века православными числились 85 тысяч бурят, т.е. треть бурятского населения.
Царизм для укрепления своей власти среди народов Сибири, в частности Бурятии, стремился обратить их в христианскую веру. Вслед за русскими землепроходцами, осваивавшими сибирские просторы, двигались проповедники христианства, которые воздвигали монастыри и церкви.
Первоначально правильно организованной проповеди христианства в бурятских улусах не было и над взятыми в плен мужчинами и женщинами насильственно совершали обряд крещения.
По свидетельству документов, в XVIII веке крещеных бурят и тунгусов было немного. В лоно церкви шла бедная часть населения, чтобы избавиться от податей. Интересные сведения о крещении бурят сообщает М. Татарином: "Хотя со временем немало братских приходит в веру греческого исповедания, токмо из доброй воли мало: или заворовавшей или обнишавшей, тако ж жена от мужа збежит, не захотя с ним жить, ибо кто крестится из братских и тунгусов - снимается с них есак на пять лет, а потом платить должны по-прежнему, точию почти вес новокрещеные живут по срокам или в кабалах, редко кто живет своим домом. А ежели новокрещеной, то называется карым, а ежели женат будет на русской, дети называются выгонки; токмо доброго житья мало. И так все братские, хотя мужеска пола, совокупив с российскими - дети, внучата и правнучата калмыковаты, волоса черные называют карыми,…все новокрещеные живут не кочевьем,а между российскими дворами…
Новокрещеных стремились изолировать от соплеменников, приписывая их к крестьянскому или мещанскому сословию. Стремясь опереться на "степных аристократов", администрация и духовенство принимали меры, чтобы иметь "ревнителей православия" среди нойонов.
Сами буряты нередко рассматривали крещение как акт, приносящий им материальную выгоду. В целях получения подарков, костюмов, рубах, продовольствия буряты и эвенки позволяли нередко проделывать над собой обряд крещения несколько раз. Отражением этого явления служит, например, бурятская пословица:
 "Хэлээмэнэй тулее хэрээНэ зуугээ" - "Из-за куска хлеба крест повесил". 
До 90-х годов
XIX века миссионеры прибегали для привлечения бурят и эвенков к исполнению христианских обязанностей и крещению детей к помощи полиции и местных инородческих властей, силой отбирали и уничтожали языческие бурханы и онгоны, присваивая часто ценные предметы ламаистского культа. Насильственные методы крещения все более усиливались, и местные инородческие должностные лица активно содействовали этому. В Балаганском уезде насильственные методы привлечения бурят и эвенков к крещению и издевательства, чинимые исправником Поздняковым, старостой Этагоровым и священником Поповым, приняли такие размеры, что вызвали широкое недовольство народных масс и породили жалобы во многие инстанции, вплоть до Министерства внутренних дел. Голова Этагоров, например, самолично составлял список лиц, подлежащих крещению, и вызывал последних в управу. Тех, кто противился, он в присутствии священника собственноручно избивал или сек розгами. Затем избитого связывали по рукам и ногам и с помощью подчиненных старосте служителей сажали вместо купели в стоящую в управе бочку с водой, после чего священник совершал крещение.
С 90-х годов XIX века содействие миссиям со стороны гражданской власти Иркутской губернии и Забайкальской области, подношение подарков, представление к наградам и чинам за крещение прекратились, по-видимому, в связи с тем, что в это время усилилась волна революционного и национально-освободительного движения в России, и самодержавию предстояло решать более важные задачи. В годы первой русской революции и особенно после обнародования указа от 17 октября 1905 года, коим населению Российской империи была дарована религиозная свобода, начался повальный переход бурят из православной веры в ламаизм (тибетскую форму буддизма).
на другом ресурсе написано следущее:
Одновременно с продвижением в глубь Сибири первых русских землепроходцев начинается распространение христианства. Поначалу этим ведала Даурская миссия, однако с открытием в начале XVII в, Иркутской епархии последняя резко активизировала распространение православия среди бурят. В рассматриваемый период крещение бурят носило добровольный характер. Первыми принявшими православие были по преимуществу буряты-бедняки, получавшие при крещении льготы от платежа ясака.
Потому и было недобровольным принятие православия, что вынуждены были принять православие "по преимуществу буряты-бедняки", а бедняки в любом обществе самая закостенелая часть в исполнении обрядов и непоколебимая в приверженности к религии предков. Невозможность платить ясак, а также вечные подати пособникам оккупантов, и нужда, которая только усилилась с приходом "русских первооткрывателей", вынуждала принять православие под угрозой расправы, или продажи в рабство за долги.


p.s. для любителей совка и коммуняк всех мастей http://dlib.eastview.com/browse/doc/7937875 статья написана в журнале Борьба классов,  № 8, Август  1936, C. 110-114

Материалы и документы. КРЕЩЕНИЕ БУРЯТ (ЦЕРКОВЬ НА СЛУЖБЕ САМОДЕРЖАВИЯ)
Автор: П. ПЕРЕПЕЧЕНОВА
История бурят-монгольского народа полна кошмарных страниц, писанных кровью"1 .
Немало кровавых страниц вписала в эту историю православная церковь.
90-е годы прошлого столетия были годами усиленной "деятельности" православного духовенства - этой агентуры царизма в Бурятии. От проповеди христианской добродетели русские попы перешли к насильственному крещению бурят.
Это был один из способов экспроприации бурятских земель, так как крещеные буряты должны были перейти к оседлому образу жизни, а стало быть, нуждались в меньшем количестве земли чем буряты-кочевники.
Обследовавший в 1909 г. Иркутскую губернию и Забайкальскую область чиновник особых поручений капитан Термен писал в своем отчете: "Девизом иркутского архиепископа Вениамина было... какими бы то ни было средствами крестить как можно больше народа... Поэтому пускались в ход побои, насилия [буряты] загонялись в юрты или сарая в ожидании приезда миссионера, содержались без питья и пищи. Сопротивлявшимся сокрушали ребра, и с окровавленными лицами приступали они к крещению"2 .
В 1891 г. в Балаганском округе, Иркутской губернии, насильственное крещение приняло огромные размеры. Местная администрация и миссионерство, пользуясь поощрением высшей власти, обнаглели до того, что стали издавать циркулярные предписания об обязательном крещении бурят по заранее заготовленным спискам: "из'явивших желание креститься" и "подлежащих" крещению. Списки бурят, подлежащих крещению, пересылались ежегодно исправнику для заверки и направления родоначальникам, которые должны были "представить означенных лиц к приезду преосвященного". Один из миссионеров: Бильчуринского стана, Алексей Суханов, препровождая список бурят, подлежащих крещению, просил балаганского исправника "обратить особое внимание та упорствующих уже несколько лет, подчеркнутых в списках надлежащею отметкой"3 . Как пополнялся список так называемых "лиц, из'явивших желание принять святое крещение", и как принималось это крещение, видно из материалов дознания, производившегося графом Стенбок. В показаниях старосты 4-го Хонходоровского рода Семена Антонова читаем: "Антон вызывал Урбанова, по приказанию головы Этогорова, в Нигдинскую управу. Голова настаивал на том, чтобы Урбанов крестился, а последний валялся в ногах его, упрашивая не вносить его в список желающих принять святое крещение; но голова собственноручно записал его в список"4 .
Родовые старосты также принимали ревностное участие в христианизации бурят. ...



Комментариев нет:

Отправить комментарий